Минпромторг прорабатывает возможность индексации утильсбора на 50%, привязав уровень увеличения к девальвации рубля с момента введения сбора в 2012 году, рассказали "Ъ" несколько источников в автопроме. Подобная инициатива прорабатывалась ведомством в начале года (см. "Ъ" от 25 марта), но с тех пор обсуждаемый коэффициент индексации увеличился. В феврале первый вице-премьер Игорь Шувалов на заседании антикризисной комиссии при правительстве отдавал поручение "проработать индексацию утильсбора на размер инфляции". В апреле, по данным собеседников "Ъ", планировалось пересчитать и базовые ставки сбора (20 тыс. руб. для легковых и 150 тыс. руб. для грузовых машин), в итоге совокупно увеличив его примерно на 30-35%. Но уже в мае глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что подход к индексации может поменяться: "При ослаблении рубля сильно изменилась сумма взимаемого сбора, так как она привязана была к рублю, а не к валюте". Итоговых решений все еще нет: в Минпромторге вчера сообщили "Ъ", что идея индексации "все еще на стадии обсуждения".
Утильсбор введен в сентябре 2012 года для защиты экологии, но де-факто он считался компенсацией за снижение импортных пошлин на машины после вступления РФ в ВТО (на первом этапе с 30% до 25%). Ставки сбора составляют 17,2-450 тыс. руб. для новых машин в зависимости от объема двигателя и массы. Изначально сбор платили лишь импортеры, а российские заводы давали гарантии утилизации. Но из-за давления других стран (они инициировали разбирательства в суде ВТО) с 2014 года утильсбор распространили на всех производителей. Параллельно российским заводам государство начало платить промышленные субсидии, что неофициально считали компенсацией сбора.
Источники "Ъ" поясняют, что индексация утильсбора направлена на компенсацию очередного снижения импортных пошлин, которое произойдет с сентября 2016 года (с 25% до 23,5%). Но, замечает один из собеседников "Ъ", проиндексировать утильсбор планируется уже с января. Впрочем, в Минэкономики, с которым еще предстоит согласовать решение, не видят в индексации "обоснованной необходимости". Там подчеркивают, что мера не может компенсировать снижение пошлин, "так как связи между этими явлениями нет". Но в министерстве уверены, что увеличение утильсбора может привести к "дисбалансу на рынке из-за роста цен на импортные машины и, как следствие, к увеличению расходов бюджета". Последнее объясняется тем, что вслед за подорожанием импорта повысятся цены на российские автомобили, что увеличит расходы на госзакупки. Собеседники "Ъ" поясняют, что индексация утильсбора может привести к допрасходам бюджета и по другой причине: если увеличится размер промышленных субсидий для российских автозаводов.
Официально большинство опрошенных "Ъ" участников рынка ситуацию не комментируют. Но, например, в Volkswagen Group, которая часть моделей производит в России, а часть импортирует, выступают против роста сбора: там считают, что девальвация рубля и так сделала импорт менее доступным. Кроме того, источники "Ъ" в отрасли опасаются, что может активизироваться замороженное разбирательство в суде ВТО.
Профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Портанский полагает, что если текущие условия взимания утильсбора не изменятся и его будут платить все участники рынка в равных условиях, то активизация разбирательства маловероятна. Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" соглашается, что на фоне девальвации рубля импорт и так все менее рентабелен, а индексация утильсбора приведет к тому, что он "сожмется до люксовых сегментов". Увеличение утильсбора может привести к росту цен на импортные автомобили в пределах 7%, считает аналитик.
Яна Циноева
Легко ли получить кредит в банке восточный экспресс Можно ли уехать за границу если есть кредит
Комментариев нет:
Отправить комментарий